30.08.2022

Кластер для органик-продукции, мнение «Роскачества»

Архив новостей
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
Свернуть

Заместитель руководителя АНО «Роскачество» Елена Саратцева поделилась своей статьей «Кластер для органик-продукции» в «Российской газете», где рассказала об истории развития органической продукции, о мерах стимулирования производства органики, а также о создании в Алтайском крае лаборатории сертификации производителей органической продукции на базе Алтайского государственного аграрного университета:

«история органического сельского хозяйства в мире насчитывает уже почти столетие. Сегодня это один из самых динамично развивающихся секторов агропромышленного производства, который ежегодно прирастает на 10-12% даже в условиях экономического кризиса. В нем занято 3,4 миллиона товаропроизводителей по всему миру с оборотом до 300 миллиардов долларов в год.

В России же органические продукты официально появились недавно, когда был принят соответствующий Федеральный закон от 03.08.2018 №280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также разработаны и утверждены ГОСТы для органической продукции, которые позволяют за полгода внести изменения, если появились новые технологии и продукты. Так что у наших производителей есть все шансы развиваться опережающими темпами, быстрее внедрять научные и технические разработки.

За прошедшие 2,5 года число сертифицированных производителей органики в России увеличилось в пять раз – с двадцати в девяти регионах до 106 в 42. Наиболее развито производство таких продуктов в Воронежской, Московской, Ярославской, Калужской областях, в Краснодарском и Алтайском краях. Правда, доля органической продукции на пищевом рынке страны пока составляет всего 0,2%. Стратегия развития отрасли предусматривает ее увеличение до более 1%. А для этого нужно, чтобы рынок прирастал на 20-40% в год по объемам потребления и на 20% по площади земель, отведенных под выращивание органической продукции.

Для стимулирования производства органики разработан комплекс мер, предусматривающий в том числе создание кластеров в регионах с наибольшим количеством органических хозяйств. В них сосредоточат всю необходимую для производителей инфраструктуру – логистику, сертификацию, образование. В Алтайском крае также планируют создать органический кластер и инфраструктурный центр. Кроме того, на базе ведущих аграрных вузов должны появиться технологические хабы, где по заказу предприятий будут разрабатывать новые органические технологии и продукты.

Признать предприятие или фермерское хозяйство производителем органической продукции может только центр по сертификации – их в России уже пятнадцать в разных регионах. Учитывая, что 70% производителей органики – это малый и средний бизнес, которому сложно нести расходы по сертификации, Роскачество ввело льготы для субъектов МСП. За услуги сертификации они не платят, только оплачивают проезд экспертов к месту проведения исследований и стоимость лабораторных испытаний. В регионах создаются точки сертификации. Так, в июле текущего года заключено с Алтайским аграрным университетом соглашение о сотрудничестве, и теперь специалисты АГАУ будут проводить сертификационные исследования в Алтайском крае, что еще сократит расходы производителей. Кроме того, Россельхозбанк учредил гранты, которые полностью компенсируют затраты на сертификацию органической продукции.

Для защиты отечественных производителей от недобросовестной конкуренции введена обязательная сертификация всей ввозимой из-за рубежа органик-продукции, даже имеющей европейскую сертификацию. Наши потребители почему-то думают, что импортные продукты лучше, чем отечественные. Но Роскачество только за последнее свое исследование рынка выявило в бананах со знаком «органические» содержание пестицидов в высокой концентрации.

Одновременно мы ведем переговоры со многими странами о признании российских сертификатов за рубежом, чтобы наши производители органики могли поставлять свою продукцию на экспорт без повторной сертификации. Также предусмотрена компенсация затрат на сертификацию органик-продукции за рубежом. В государствах Евразийского экономического сотрудничества обращение органических продуктов будет свободным и по единым правилам, которые сейчас разрабатывают.

Очень важно продвижение – нужно объяснять людям, почему необходимо употреблять натуральные органические продукты. Опросы показывают, что 82% потребителей готовы приобретать такую продукцию. Но не все могут найти и идентифицировать настоящую органику и отличить ее от «серой». Очень часто потребителей вводят в заблуждения слова на упаковке – «эко», «био», «органик». Поэтому в Госдуму внесен законопроект, который уравняет все эти слова для обозначения органической продукции, чтобы только сертифицированные производители могли их использовать на упаковке. Мы постепенно нарабатываем практику борьбы с подделками, в том числе и судебную. Так, в октябре прошлого года Роспотребнадзор привлек к административной ответственности производителя, который наносил на упаковку слово «органик» латинскими буквами, вводя потребителя в заблуждение.

Конечно, нужно пропагандировать и российский знак органической продукции, чтобы люди его знали. Его наносят только на сертифицированную продукцию, и каждому производителю присваивают уникальный QR-код, который заносят в реестр. Мы ведем органический атлас России, где представлены все производители органической продукции. А сейчас работаем с крупными ретейлерами, чтобы они убрали с полок и из онлайн-продаж продукты с эмблемами «био», «органик», не имеющие подтверждающих сертификатов».



Источник: «Российская газета», 18 августа 2022, четверг №183.